Лаборатория возможностей человека Московского городского педагогического университета впервые провела исследования и сформировала доказательную базу как влияет адаптивный хоккей на здоровье юных спортсменов с ментальными особенностями, физическими нарушениями и слабовидящих. Разработки ученых МГПУ легли в основу курсов «Теория и методика детско-юношеского адаптивного хоккея», которые в этом году уже прошли 21 тренер из 15 регионов страны.
В течение года комплексные научные группы Лаборатории возможностей человека МГПУ, которой руководит доктор биологических наук Елена Федорова, выезжали на тренировки адаптивных хоккейных команд. Стоит уточнить, что в хоккее без барьера занимаются незрячие, дети с ментальными особенностями, а в следж-хоккее игроки с физическими нарушениям, которые по льду передвигаться на специальных санях. Цель исследования — понять, насколько важен такой спорт для психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Было сформировано две группы детей: контрольная — в которую вошли дети, занимающиеся хоккеем менее года, и экспериментальная — ее представляли юные спортсмены со стажем более года.
Чтобы оценить физическое и психологическое состояние детей, специалисты использовали различные методы анализа. Например, калиперометрия. Суть метода в том, чтобы посредством специального устройства — калипера — измерить толщину внутреннего и подкожного жира в организме. Биоимпедансный анализ помог определить максимальную мышечную силу рук спортсменов, оценить уровень полезных веществ, которые получает организм, и физическую нагрузку.
В исследовании участвовало 24 юных хоккеиста с разными диагнозами: поражение опорно-двигательного аппарата, аутизм, синдромом Дауна и нарушение зрения.
Психофизиологические тесты и анкетирования помогли определить скорость реакции, сбалансированность нервных процессов, стрессоустойчивость и социализацию детей. Результаты исследований показали: дети, которые длительно занимаются адаптивным хоккеем, лучше развиваются и лучше адаптированы к школе, имеют более положительный эмоциональный фон. Более того — некоторые показатели даже не отличаются от «здоровых» референсных значений.
Основной критерий успеха любой научной работы — ее практическая значимость. Результаты исследований, выполненных в Лаборатории возможностей человека, только подтверждают это правило.
Руководитель программы «Хоккей без барьеров» Антон Политов уже внедрил разработки ученых МГПУ в работу тренеров в рамках новой ежегодной школы повышения квалификации «Теория и методика детско-юношеского адаптивного хоккея». В этом году 21 тренер уже прошел обучение, и, в том числе, познакомились со специальным оборудованием и особенностями заболеваний их воспитанников. Например, наставнику слабовидящих важно владеть тонкостями информационно-тактильных объяснений и во время занятий попытаться объяснить материал словами и подкрепить демонстрацией на самом игроке, естественно, спросив у него разрешения.
Некоторые тренеры взяли на вооружения и методы исследований: сильный интерес вызвал прибор, измеряющий моторную реакцию — «психофизиолог». Его принцип работы можно воплотить с помощью планшета или компьютера с тачпадом.
Обучение состояло из трех блоков: общий — знакомил «учеников» с заболеваниями и психологией игроков, теоретический — рассказывал о трех основных направлениях адаптивного хоккея — хоккей для незрячих, специальный хоккей и следж-хоккей. И, наконец, практический курс включал в себя занятия с опытными тренерами на льду. Дополнительный блок выделили для работы с мотивацией.
Тренеры получили научно подкрепленные знания и методы, познакомились с методическими пособиями, которые начнут воплощать на практике в 15 регионах России.