Психологи из России обнаружили, что невнимательность влият на математическую успеваемость девочек-младшеклассниц гораздо сильнее, чем на успехи мальчиков того же возраста. Результаты их исследования опубликовал научный журнал Research in Developmental Disabilities, кратко об этом пишет пресс-служба НИУ ВШЭ.
Многие родители и преподаватели считают, что достигать успехов в школе детям мешают в основном гиперактивность и невнимательность. В целом это подтверждается наблюдениями за детьми с подтвержденным синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), однако влияние менее выраженных форм этих нарушение пока детально не изучалось.
Российские психологи под руководством Юлии Кузьминой из НИУ ВШЭ попытались получить ответ на этот вопрос в ходе двухлетних наблюдений за успеваемостью более тысячи российских первоклассников из трех десятков разных школ. В рамках этих наблюдений ученые проводили периодические математические тесты среди детей и отслеживали то, каким уровнем активности и внимательности они отличались.
Исследование показало, что любые формы невнимательности действительно негативно влияли на освоение математики как среди мальчиков, так и девочек. Неожиданным образом, гиперактивность положительно сказывалась на математических достижениях первоклассников при учете их уровня невнимательности.
Также ученые выяснили существенные различия в том, как невнимательность влияла на школьные успехи девочек и мальчиков. На математические способности школьниц она влияла значительно сильнее, что наблюдалось как в первый, так и во второй год обучения. В противоположность этому, мальчики с низким уровнем внимания сократили свое отставание от других учащихся во второй год обучения.
Подобные результаты наблюдений, как считают Кузьмина и ее коллеги, говорят о том, что невнимательность у девочек имеет более серьезные последствия для их математической успеваемости в долгосрочной перспективе.
Поэтому ученые рекомендуют учителям и психологам обратить особое внимание на девочек с невнимательностью, даже если они не демонстрируют гиперактивного поведения и не нарушают дисциплину. Именно эти девочки оказываются в группе риска по возникновению проблем в освоении математики.
Nauka.tass.ru